Брюссель — центр современного искусства

Брюссель в период между 1880 и 1890 гг. был единственным городом во всем культурном мире, который оказывал гостеприимство и давал возможность выступать перед публикой тем творчески работающим художникам, которых повсюду отвергали, не признавали. Такие художники, как Сезанн, Ван Гог, скульпторы Роден и Менье, музыканты Дебюсси и Винсент Инди, такие поэты, как Верхарн, были приглашены в Брюссель для демонстрации своих работ и организации выступлений.

Нельзя переоценить мужество и художественное чутье, которое требовалось для проведения такой политики.

Эти выставки, лекции и концерты были первым систематическим наступлением на господствующий общественный вкус, который в течение десятилетий портил произведения искусства, совершенно оторванные от жизни. Работу по воспитанию вкуса у публики в Бельгии проводили два человека, любители искусства, которые в свободное от основных занятий время сами писали, занимались живописью и сочиняли музыку.

Это были Октав Маус (1856-1919) и Эдмон Пикар (1836- 1924). Оба были известными юристами и находились в центре общественной жизни страны.

В 1881 г. Маус, Пикар и некоторые другие основали еженедельный журнал Современное искусство. Каждый номер содержал лишь несколько печатных листов; в нем не было иллюстраций и публикуемые статьи обычно не подписывались.

Один из этих анонимных очерков в первом номере журнала (от 6 марта 1881 г.) содержал программу, направленную не только против академического искусства, но и против всякого рода заранее установленных и неизменных концепций: Искусство для нас нечто противоположное какому-либо определенному рецепту или формуле.