Создание новых архитектурно-художественных решений

Значительный вклад в создание новых архитектурно-художественных решений вносят украинские архитекторы и художники. Осветить их практику и актуальные вопросы дальнейшего развития монументально-декоративного искусства Украинской ССР — основная цель данной статьи. Первой значительной работой нового направления в творчестве архитекторов и художников-монументалистов Украины является речной вокзал в Киеве (1961).

Значимые идеи, присущие тематической живописи интерьеров речного вокзала, завершают и придают большую выразительность его архитектурно-художественному образу в целом.

Экономичность и идейно-художественная выразительность достигаются здесь конструктивной целесообразностью, пластическим объединением архитектуры и живописи, выполненной с применением таких материалов, как цветной цемент, керамика, стекло. Художники (Э. И. Котков, В. П. Ламах, И. С. Литовченко) в композициях «Украина», «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев» и других панно центральных интерьеров речного вокзала сумели сохранить национальные традиции, которые проявились в яркости колорита, применении керамики — давнего украинского материала.

Скульптор И. А. Коломиец в композициях на темы из «Энеиды» И. П. Котляревского умело применяет цветовое богатство майолики, ее великолепные красочные переливы для выявления и подчеркивания формы рельефов и их сюжетного решения.

Органично слилась по цвету и масштабу с интерьерами речного вокзала архитектура малых форм, выполненная коллективом сотрудников экспериментальной мастерской художественной керамики КиевЗНИИЭП (руководитель мастерской Н. И. Федорова).

Много интересного с точки зрения новых поисков и в решении портала речного вокзала, в котором сюжеты на исторические и современные темы удачно слились в единую архитектурно-художественную композицию, выполненную лаконично и выразительно методом углубленного рельефа.